Питание дошкольников
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. №8 "Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования». Примерные двухнедельные рационы разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь.
Питание детей дошкольного возраста, сбалансированное на основе морфологических и функциональных особенностей их организма, занимает ведущее место в комплексе организации жизнедеятельности, роста и развития детей.
Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).
Выдача готовой пищи воспитанникам проводится только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи.
Прием пищи воспитанниками проводится в группах при выполнении следующих условий:
- помещение перед приемом пищи проветривается;
- столы покрываются чистой скатертью или сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;
- столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;
- при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C – 16 °C;
- смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.
Педагогами нашего учреждения проводится целенаправленная и систематическая работа по формированию у воспитанников умений, связанных непосредственно с приемом пищи и правильным пользованием столовыми приборами, салфеткой в соответствии с возрастными особенностями детей.
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
- Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
- У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
- Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта,полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
- Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.
Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников.
В учреждениях дошкольного образования организуется и лечебное (диетическое) питание, которое назначается ребенку врачом по показаниям на основании возрастных физиологических норм суточной потребности детей в питательных веществах. Лечебное (диетическое) питание применяется в виде специально составленных рационов.
Для получения диетического питания необходимо:
1. Заявление родителей.
2. Медицинская справка.
Данные документы необходимо предоставлять на момент поступления ребёнка в детский сад и ежегодно обновлять ко дню рождения.
Организация питания дошкольников в летний период
Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического, умственного и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды. Организация питания в дошкольных учреждениях, особенно в условиях современной социально-экономической обстановки, имеет большую социальную значимость.
Родительская оплата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения. Льготы по оплате предоставляются:
100% родителям (законных представителей) детей-инвалидов;
50% для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);
30% для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.
В дошкольном учреждении разработано примерное двухнедельное меню. Заявки на сырье по ассортименту и количеству осуществляются в соответствии с разработанным меню и графиками поставок продуктов в дошкольное учреждение, что позволяет повысить качество дневных рационов питания воспитанников за счет увеличения потребления основных пищевых продуктов, необходимых для полноценного физического развития детей, приблизить их исполнение к установленным нормам. Качественная работа по организации питания связана с внедрением компьютерной программы по написанию меню «Маша».
Если ваш ребенок находится на лечебном (диетическом) питании, то в нашем учреждении дошкольного образования специально для него будет организовано диетическое питание на основании медицинской справки. В данной справке врач-педиатр должен указать, какие виды продуктов следует исключить из рациона питания ребенка и какими продуктами следует заменить.
Для воспитанников нашего учреждения дошкольного образования с 10,5-часовой режим пребывания организовано трехразовое питание (завтрак, обед, полдник) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
Питание различается в зависимости от сезона и подразделяется на периоды зимы-весны и лета-осени с ассортиментом блюд примерного 10-дневного меню.
За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день. Так, для детей до трех суточная потребность калорийности составляет 1540 ккал, а детей старшего дошкольного возраста – 1900 ккал. Распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи составляет: на завтрак 20–25 % калорийности от общей калорийности суточного рациона, обед – 30–35 %, полдник – 10–15 %, ужин – 20–25 %, домашний ужин – 15 %.
При составлении меню используется разработанная картотека блюд, где указана технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.
В нашем учреждении дошкольного образования проводиться круглогодичная и ежедневная С-витаминизация третьих блюд (напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.
В рационе детей ежедневно включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Каждый день в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде.
Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.
Организация питания детей нашего учреждения образования находится на постоянном контроле у администрации и медицинского работника.