Инклюзивная культура

"Вместе мы сможем больше. Равные права-равные возможности"

Аутизм делает уди­вительные вещи

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК)

   Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – комиссия).

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

1. Педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

2. Медицинская справка о состоянии здоровья

3. Рисунок ребенка карандашом для воспитанников дошкольных учреждений.

   Если обследование проходит на базе ЦКРОиР родителю и ребенку обязательно при себе иметь маску, сменную обувь или бахилы. Ребенок с явными признаками заболевания (грипп, ОРВИ, ветрянка и т.п.) не допускается к обследованию специалистами ПМПК.

Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию обязательна по телефону 

+375 17 97 22920

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

В результате психолого-медико-педагогического обследования членами комиссии составляется заключение ЦКРОиР, содержащее:

• описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

• рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

   На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.

    Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами комиссии.

    В случае несогласия с заключением государственного ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, законный представитель может обратиться в областной ЦКРОиР для пересмотра образовательного маршрута.

 222397, г. Мядель,

ул. Пионерская,1

телефон:+375 17 97 22920

E-mail сайт: http://ckroirm.schools.by/

 

 

 

 

 

свернуть

Когда стоит обращаться к логопеду ​

"Когда стоит обращаться к логопеду?"

   ЛОГОПЕДИЯ – один из разделов коррекционной педагогики. Эта наука занимается нарушением речи, профилактикой и исправлением этих нарушений.

1 год – если ребёнок наблюдался у невропатолога.

2 года – если в речи ребёнка присутствует менее 10 слов.

3 года – в речи отсутствует фраза, речь абсолютно не понятна для окружающих.

4 года – нарушение произношения многих звуков.

5-6 лет – нарушение произношения, ребёнок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.

Начальные классы – ошибки при чтении и письме.

   Если ребёнок начал заикаться, необходимо срочная консультация логопеда и лечение у психоневролога.

   Очень важный период – подготовка к школе. Логопед поможет выявить проблемы в развитии речи, проведёт профилактику нарушений чтения и письма.

 

 

свернуть

Особенности работы группы интегрированного обучения и воспитания

Группы интегрированного обучения и воспитания в детском саду

   Модели интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях вместе со своими сверстниками, раньше не было. Ребенок с ОПФР (особенностями психофизического развития) не имел никаких шансов обучаться со своими ровесниками в детском саду или школе. Как же процесс интеграции проходит на практике?

- Что значит «интегрированная группа»?

- Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами. Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.

- Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?

- Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 малышей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4. С особенными ребятами дополнительно занимается дефектолог.

Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.

-Если поподробнее, в чем же особенности интегрированной группы с практической стороны?

- Малыши с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И не в том дело, что тяжело педагогу, а печально, что ни те, ни другие ребята не могут полноценно научиться, понять, освоить.

- А если говорить про внешние условия, обстановку (мебель, оборудование, игрушки) есть какие-то особенности?

- Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.

То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.

Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое).

- Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?

- Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. Поясню: получается так, что, имея разный вид особого развития, они друг у друга могут перенимать неправильное поведение (например, детки с синдромом Дауна, у которых развито подражание, повторяют за детьми с расстройством аутистического спектра, однотипные ритуальные движения). С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.

-А как дети взаимодействуют между собой?

- Поначалу ребятам трудно найти контакт. Взрослые, конечно, всячески стараются помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.

- А как родители обычных детей относятся к интегрированным группам?

- Далеко не все родители охотно отдают своих детей в такую группу. В основном их привлекает меньшее количество детей в группе. Многие по истечению какого-то времени, переводятся в массовые группы. Это свидетельствует о том, что еще не все в нашем обществе готовы принимать разных людей, детей. Но это выбор каждого. Детская психика еще очень уязвима. Если вокруг находится больше деток с особенностями в поведении, то дети, склонные во всем к подражанию, могут перенимать некоторые манеры неправильного поведения.

В результате получается, что обычных детей столько же, сколько и особенных малышей, а то и меньше. Хотя по правилам комплектации группы, количество детей без особенностей должно преобладать над количеством детей с ОПФР, чтобы особые ребята могли социализироваться в обычную среду, а не наоборот.

В любом случае у обычных деток и их родителей есть выбор, посещать интегрированную группу или нет. У особенных детей - выбора нет.

- То есть дети с ОПФР могут посещать только интегрированную группу, получая дошкольное образование в учреждении общего типа?

- Да.

- Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?

 Для каждой категории - специальные образовательные программы. Сложность пока только в том, что нет такой программы для детей с расстройствами аутистического спектра, в принципе ее и не может быть общей. Дети с аутизмом все разные и для каждого должен быть отдельный алгоритм развития и научения.

- Как организовывается работа в группе с такими ребятами?

- Эти ребята требуют индивидуального подхода во всем. Им сложно заниматься в группе с другими детьми, для них в основном эффективно только индивидуальное обучение и развитие. Не так давно в интегрированные группы стали вводить тьютора (воспитатель-сопроводитель) для малышей с аутизмом.

Также для таких ребят нужно создавать специальную среду. Какие-то отдельные фрагменты комфортной среды в интегрированной группе для детей с аутизмом создать можно, и они посильно создаются. Но идеальные условия для их обучения сложно организовать (отдельная пустая комната с белыми стенами, например).

Общие режимные моменты не всегда подходят деткам с аутизмом. Зачастую у них нарушен сон, а другим детям дневной сон необходим. Также они избирательны в еде: общую пищу детского сада не кушают. То есть, нахождение весь день в общем детском учреждении для малышей с аутизмом проблематично, но с другой стороны родителям ведь тоже нужно работать.

- Подводя итог, получается, что на практике интеграция деток с ОПФР проходит непросто…

- Интегрированное образование в первую очередь должно помочь деткам, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, открытием образовательных и развивающих центров, информационной поддержкой родителей и общества в целом.

А это под силу только государству, впоследствии сделать так, чтобы красивое слово «инклюзив» было не просто словом на бумаге, а реализовалось в жизнь, тогда, возможно, и общество будет на равных принимать всех с любыми особенностями.

А пока, успешность в адаптации особенных ребят – это в основном заслуга их родителей, которые, не рассчитывая на помощь государства, несмотря на все сложности, находят пути развития своих деток, чтобы каждый день своего ребенка сделать лучше предыдущего!

 

свернуть
Меню раздела