Организация работы в разновозрастной группе

Вот это МЫ- разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания.

Каждое утро мы начинаем с утренней гимнастики, которую мы делаем вместе с нашей Раисой Евстафьевной.

После завтрака с нетерпением ждём занятий. Много нового и интересного рассказывает нам наш педагог: про удивительный мир вокруг нас, про нашу родную Беларусь.

А как же без физкультминутки?!

Недавно мы вышли на прогулку и построили снежную крепость. Наша Соня очень любознательна, отвлеклась от фото, что-то интересное увидела.....

А вот наша самый лучший друг - РАИСА ЕВСТФЬЕВНА! С ней мы веселимся и играем, ежедневно узнаем что-то новое и удивительное.

Что самое важное нужно знать в саду и дома?....Верно, правила безопасного поведения. А мы их усвоили хорошо!

Совсем недавно мы узнали, что такое "Его Величество - Электричество". Раиса Евстафьева и папа нашей Нади, Подберезский Иван Викторович рассказали нам об электробезопасности. Как же всё-таки важно соблюдать эти правила!

И вообще, родители наши - просто МОЛОДЦЫ!!! Они постоянные, активные участники всех мероприятий, которые проводятся в детском саду: родительский университет, творческая мастерская, КВН, квесты, участвуют в диалоговых площадках, все утренники и родительские собрания посещают!

Скоро мы станем учениками,. поэтому. уже познакомились с первой учительницей, Юлией Викторовной, которая рассказала нам о школе.

Вот так мы живём. Каждый новый день приносит знания, радость! .И не хочется уходить домой вечером, стараемся даже задержаться.

Это не вся история про нас. Продолжение следует.....

свернуть

Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах учреждений дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах учреждений дошкольного образования

В последнее время в наполняемости групп учреждений дошкольного образования произошли значительные изменения, оказавшие существенное влияние на организацию образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и, на первый взгляд, неразрешимые сложности. Так, например, в группе могут быть дети разного возраста, от 2 до 7 лет. 

В таком случае организацию работы необходимо  ориентировать на программы нескольких возрастов. Занятия должны проводиться в разных формах. Закономерно встает вопрос: как качественно организовать образовательный процесс в условиях  разновозрастной группы? Как реализовать полный объём образовательной программы?  Как сгруппировать материал возрастных целевых ориентиров в одну образовательную деятельность? Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи нескольких возрастных групп,  и при этом учесть требования санитарных норм и правил о допустимом объёме образовательной нагрузки. Осложняет эту работу недостаточное методическое обеспечение: малое количество литературы, обобщённого опыта работы, конспектов занятий.

Как вариант решения ситуации- с воспитанниками  использовать фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы работы. 

Например, фронтально  заниматься на таких занятиях, как ребёнок и общество, аппликация, конструирование, ребёнок и природа, развитие речи, лепка, и конечно физическая культура и музыкальная деятельность.

Подгрупповую форму работы  использовать с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по подготовке к обучению грамоте и занятиях по математике, так как на таких занятиях решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. При этом младшие дети остаются в группе.  Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями, запоминают понятную и интересную им информацию. В это время они находятся под присмотром помощника воспитателя.

При проведении занятий можно использовать следующие виды организации образовательной деятельности:

Первый вид занятия - ступенчатое начало, второй вид  – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия, третий вид – одновременная деятельность детей по разным программным задачам. Остановимся подробно на каждом виде организации образовательной деятельности.

Например, планируя  занятие по образовательной области «Ребёнок и общество», на тему «Одежда», можно поставить следующие образовательные задачи: 

Для детей пятого года жизни – формировать представления о значении одежды в жизни человека; умения дифференцировать одежду  по существенным признакам (зимняя, летняя, демисезонная).

Для шестого  года  жизни – познакомить детей с белорусскими предприятиями по пошиву одежды; формировать представления о профессиях, связанных с созданием одежды.

Воспитанники пятого года жизни играют в дидактические игры по теме занятия с помощником воспитателя,  а воспитатель дошкольного образования начинает занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагог обращает внимание детей старшей подгруппы на «волшебную шкатулочку»  и задает детям вопросы поискового характера: «то, что лежит в шкатулке бывает тёплым и холодным, прозрачным и плотным, гладким и шероховатым, имеет различную окраску, может мяться, растягиваться, соткано из различных ниток». Таким образом,  подводит их к ответу, что в шкатулке лежит ткань. Уточняет, для чего людям нужна ткань и где производят одежду. Предлагает детям совершить экскурсию на белорусские предприятия по пошиву одежды, используя мультимедийную презентацию. 

В ходе экскурсии знакомит детей с пошивом женской, мужской и детской одежды из различных видов тканей, которые производят у нас в Беларуси, – на фабрике «Калинка», предприятии «Славянка», «Світанак» и др.  Далее спрашивает у детей, как они думают, легко ли шить одежду. И просит их назвать профессии людей, которые производят одежду. 

Предлагает детям побыть в образе модельеров. Для этого ребята по желанию выбирают себе любой силуэт одежды и украшают его с помощью красок, аппликации, используя разные материалы (кусочки тканей, ленточки, цветную бумагу и др).  Пока «модельеры» творят, звучит тихая музыка. 

В это время в занятие включаются дети среднего дошкольного возраста, с которыми педагог отправляется в магазин.  Предлагает детям взять карточки с изображением различной одежды и сказать, что на ней изображено. Спрашивает у детей как одним словом можно назвать все эти вещи, для чего нужна одежда, что можно делать с одеждой.

Далее подводит детей к пониманию того, что одежда бывает летняя, зимняя и демисезонная. Используя обручи трёх цветов дается  задание детям: в жёлтый обруч положить карточки с изображением одежды, которую носят летом; в синий обруч -которую носят зимой, а в зелёный - которую можно носить весной и осенью. 

Старшая подгруппа воспитанников под руководством помощника воспитателя оформляет выставку своих моделей. 

Для всех воспитанников  организуется игра: предлагается сделать объявление по радио о ребёнке из группы, который потерялся, не называя его имени, только по описанию одежды. Задача детей – найти того, «кто потерялся».

В конце занятия с детьми проводится  игра с мячом «Поймай вопрос – верни ответ». Вопросы подбираются в соответствии с возрастом детей.  Например: 

- Где можно купить одежду?

- Кто шьёт одежду?

- Какие предметы нужны для того, чтобы сшить одежду?

- Из чего шьют одежду?

- Как нужно ухаживать за одеждой? И другие.

После игры обращается внимание всех детей на выставку моделей одежды, которые подготовили старшие воспитанники, где  они рассказывают о своих работах.

Следующий вид занятий, который можно использовать - это ступенчатое (поэтапное) окончание занятия. Например, при планировании  занятия по образовательной области «Ребёнок и природа», на тему «Домашние животные»,  ставятся следующие задачи:

Для детей пятого года жизни – формировать представления о домашних животных, пользе, которую они приносят человеку; умения соотносить животных, их детёнышей.

Для шестого  года  жизни - расширять представления о домашних животных: уходе за домашними животными, дифференцированных потребностях животных в пище, жилище, защите от врагов.

 Начинается занятие со всеми детьми. Предлагается ребятам отправиться в гости к бабушке в деревню. Дети занимают места в автобусе и под весёлую музыку отправляются в путь.    

В «деревне» их встречает бабушка (в роли бабушки – помощник воспитателя). Дети отгадывают загадки о животных. Педагог постепенно  подводит их к обобщающему понятию, что это - «домашние животные», уточняет, какую пользу они приносят человеку. 

Для детей 5-го года жизни предлагается игра «Найди детёнышей», а старшим детям дается задание расселить животных по своим жилищам. При этом дети старшего дошкольного возраста выполняют своё задание под руководством помощника воспитателя. 

После выполненного задания и физкультминутки,  уточняется у детей, как люди ухаживают за домашними животными. Далее предлагается детям рассмотреть картинки с изображением взрослых животных, их детёнышей, еды, которой они питаются, и составить цепочки питания по схемам. Детям старшего дошкольного возраста дается задание подобрать себе картинку с изображением детёныша животного, еды, которой он будет питаться и взрослого животного, которым он станет и разложить эти картинки по порядку. Детям пятого года жизни предлагается подобрать себе картинку с изображением взрослого животного и еды, которой он питается. 

После выполненных заданий дети прощаются с бабушкой и возвращаются в детский сад. Продолжительность этой части занятия длится не более 20 минут. Дети пятого года жизни уходят играть под присмотром помощника воспитателя.

А воспитанникам старшего дошкольного возраста предлагается придумать необычное домашнее животное,  составив его, используя готовые плоскостные силуэты частей тела разных домашних животных и придумать варианты названия получившегося животного.  

Подводя итог занятия, можно попросить детей рассказать о том, какие домашние животные есть у них дома, каких животных они хотели бы себе завести, и как они будут ухаживать за ними.  Общая продолжительность деятельности детей старшей группы составляет  25-30 минут.

Ещё один вид занятий, который можно  использовать в своей работе - одновременная деятельность детей по разным программным задачам. 

 Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. 

Например, на занятии по образовательной области «Искусство», по лепке на тему «Котёнок», определяются следующие образовательные задачи.

Для детей пятого года жизни: совершенствовать умения самостоятельно лепить несложные предметы (мячик, мисочку и др.) для игрушечного котёнка.

Для детей шестого года жизни: формировать умение лепить котёнка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение. 

Детям показывают игрушку-котёнка. Предлагают рассмотреть его, придумать ему кличку. Котёнок «обращается» к детям среднего дошкольного возраста с просьбой вылепить для его маленьких друзей мисочки для еды и мячики. Детям старшего дошкольного возраста  предлагается вылепить друзей для нашего котёнка.

На протяжении всего занятия активную помощь оказывает помощник воспитателя в работе с детьми пятого года жизни.

Когда дети среднего дошкольного возраста вылепят свои подарки, котёнок их «хвалит» и предлагает подарить маленьким котятам, которых делают старшие дети. 

Организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, но и в то же время открывает перед ним широкие возможности для развития речи и общения детей разного возраста.

свернуть

Деятельность узких специалистов в разновозрастной группе

В разновозрастных группах смежного возраста и относительно контрастного возраста при организации слушания музыки возможно восприятие музыкального произведения, рекомендованного учебной программой дошкольного образования, учебными программами специального образования на уровне дошкольного образования для одной из возрастных групп. При восприятии музыкального произведения детьми более старшего возраста необходимо обратить внимание на используемые методы на этапе дифференцированного восприятия (например, если для группы детей более младшего возраста наиболее уместным может быть мимическое, тактильное, двигательное уподобление характеру звучания музыки, то для группы более старших детей может использоваться вокальное, темброво-инструментальное, полихудожественное уподобление); в процессе беседы более старших детей необходимо побуждать к высказываниям о музыке. Продуктивным также может оказаться метод контрастного сопоставления двух музыкальных произведений (по принципу контраста или сходства) из рекомендуемого репертуара для обеих возрастных групп. В этом случае педагогический работник в большей степени активизирует музыкальное восприятие детей той возрастной подгруппы, которой данное музыкальное произведение адресовано.

При организации певческой деятельности допустимым является разучивание и исполнение детьми разного возраста (как правило, смежного) песни из репертуара одной из возрастных групп в случае соответствия певческого диапазона обоим возрастам и индивидуальным особенностям певческих голосов воспитанников. Возможен вариант разучивания песни детьми более старшего возраста и подпевание отдельных музыкальных фраз этой песни детьми более младшего возраста, выполнение ими движений в соответствии с текстом или настроением музыки. Если разучивается песня, рекомендуемая для детей более младшего возраста, с детьми более старшего возраста может быть организована ее оркестровка (в первую очередь с участием звуковысотных детских музыкальных инструментов), также дети более старшего возраста могут исполнять данную песню acapella, что позволит дополнительно уделить внимание чистоте интонирования более старших воспитанников. Песенное творчество позволяет проявить индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей – песенные импровизации воспитанников могут отличаться текстовой и мелодической развернутостью при схожести предлагаемых видов творческих заданий.

Организация музыкально-ритмических движений может предполагать использование музыкального репертуара одной из возрастных групп, а движения под музыку (упражнения, танцевальные движения) будут выполняться в соответствии с возрастными возможностями и программными требованиями. Плодотворным может стать сольное и ансамблевое исполнение танцевальных движений детьми более старшего возраста на фоне массовой пляски детей более младшего возраста, выполнение детьми более старшего возраста роли ведущих в плясках по типу «зеркало», стимулирование их к созданию более развернутых танцевальных импровизаций. Подвижные игры с музыкой также дают детям более старшего возраста возможность проявить инициативу, стать ведущим, исполнять более сложные роли в игре.

Игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование) как вид деятельности позволяет достаточно четко дифференцировать предлагаемые воспитанникам разного возраста задания. Оптимальной формой в данном случае может стать смешанный оркестр, предполагающий исполнение на звуковысотных музыкальных инструментах детьми более старшего возраста и исполнение на шумовых инструментах детьми более младшего возраста, а также исполнение в ансамбле звуковысотных инструментов детьми более старшего возраста. Дифференцировать задания можно и при организации шумового оркестра, в котором более младшие дети могут с помощью шумовых инструментов выделять сильную долю, а более старшие – отмечать ритмический рисунок мелодии и др.

При организации видов музыкальной деятельности в случае, когда предполагаемый репертуар либо решаемые образовательные задачи и формируемые навыки для детей разного возраста в значительной степени различаются, безусловно, предпочтительнее ориентироваться на поэтапное начало (оно чаще будет предполагать слушание музыки, пение детьми более старшего возраста) либо окончание занятия (музыкально-ритмические движения, музицирование детей более старшего возраста, проведение музыкально-дидактических игр и др.).

В разновозрастных группах контрастного возраста необходимо стремиться к организации музыкальной деятельности с каждой подгруппой воспитанников.

В разновозрастной группе занятие (игра) по реализации содержания образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») организуется с учетом возраста и количества воспитанников и может проводиться поочередно с детьми старшей возрастной категории и младшей. Эффективность образовательного процесса будет выше, если в занятии одновременно принимают участие дети контрастного возраста: младшие (1–2 года) и старшие (5–7 лет). При этом воспитанники старшего возраста выступают для младших примером для подражания, а младшие, повторяя двигательные действия старших, занимаются с большим интересом.

В разновозрастной группе эффективно проводить такие виды занятий, как учебно-тренировочное, сюжетно-игровое.

Учебно-тренировочное занятие направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, определенных учебной программой дошкольного образования. Содержание используемых физических упражнений и игр планируется с учетом возраста воспитанников, а также состояния их физической подготовленности (сформированность двигательных умений и навыков, уровень развития физических качеств ребенка). Учебно-тренировочное занятие может строиться:

на одинаковом двигательном материале для младших и старших воспитанников. В данном случае используются визуально одинаковые и похожие виды физических упражнений, но имеющие разные технические характеристики, плотность и протяженность двигательных действий (количество повторений);

на дифференцированном двигательном материале, подобранном с учетом уровня физической подготовленности младших и старших воспитанников. В данном случае воспитанники, имеющие высокий уровень физической подготовленности, выполняют задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Детям предлагается выполнение упражнений по схеме, рисунку, из нестандартного исходного положения, в новых условиях, с новым сочетанием технических элементов. Для воспитанников с низким уровнем физической подготовленности необходимо планировать задания, в которых особое внимание уделяется технике выполнения основных видов движений с установкой на их качественный результат. При этом руководитель физического воспитания занимается с воспитанниками, имеющими низкий уровень физической подготовленности, воспитатель дошкольного образования – с остальными детьми.

В сюжетно-игровом физкультурном занятии задачи обучения детей физическим упражнениям реализуются с помощью игровых упражнений, объединенных единым сюжетом (сказки, рассказа и пр.). Содержание сюжетно-игрового занятия может быть одинаковым для воспитанников старшего и младшего возраста, поскольку двигательный замысел реализуется детьми без специальной подготовки. Старшие дети, отображая движениями сюжет, создают новые композиции из усвоенных знакомых элементов, демонстрируют младшим свой двигательный опыт. Младшие, подражая им, открывают для себя собственные двигательные возможности, учатся сохранять в памяти выполняемые физические упражнения, обогащают свой двигательный опыт. Руководитель физического воспитания на занятии особое внимание уделяет обеспечению психологического комфорта всем воспитанникам, что достигается педагогической поддержкой двигательных замыслов детей и разными требованиями к качеству их выполнения.

свернуть

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе

  Известно, что учебная деятельность в смешанных по возрасту группах имеет свою специфику. Воспитатели этих групп испытывают затруднения в организации учебного процесса.

На сегодняшний день для планирования и организации занятий в разновозрастной группе учреждения дошкольного образования мы имеем учебную программу дошкольного образования, образовательный стандарт и методические рекомендации по организации обучения детей в условиях разновозрастной группы.

Как правило, в таких группах совершается завышение или занижение учебных требований. Воспитатель ориентируется на преобладающую по возрасту группу по количеству детей и проводит работу по программе ее возраста.

Создается ситуация подачи материала одной ступени трудностей для детей разного возраста и разных возможностей, а это плохо для учебной деятельности детей, не способствует их психологической подготовленности.

Одним из важных условий, в большей степени определяющей успех  учебной работы с детьми на занятиях, является знание воспитателем программы обучения и воспитания в дошкольном учреждении, умение свободно ориентироваться в материале для всех возрастных групп.

Очевидно, во многих случаях воспитатели планируют занятия  с учетом возрастных особенностей  и стараются проводить работу с каждой подгруппой отдельно, но неправильная организация его (одновременное начало и конец) приводит к лишней трате времени детьми, дезорганизации одной подгруппы во время, когда воспитатель работает с другой.

Нам известно, что большинство занятий целесообразно проводить одновременно со всеми детьми, но некоторые занятия необходимо проводить отдельно с каждой возрастной подгруппой. Работа по подгруппам является важным условием правильной организации процесса обучения в разновозрастной группе.  

         С целью более качественной подготовки к проверке в предстоящем учебном году, руководствуясь материалами курсовой подготовки делить детей на подгруппы необходимо не в зависимости от ее наполняемости (от 3 до 4, от 4 до 5 и от 6 до 7).

В определении программного содержания занятий следует  исходить из того, что дети каждой возрастной подгруппы знают, умеют и, наоборот, что не знают.

Одновременно со всеми подгруппами детей можно проводить занятия по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, отдельные занятия по ознакомлению с природой, речевому развитию (Возможные варианты проведения занятий я для вас размножила).

Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия содержал что-то новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста, включая посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умение сочетать полученные  знания с непосредственными чувственными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности.

В разновозрастных группах, как и в работе с детьми одного возраста, необходимо обеспечить весь процесс усвоения программного содержания.

Однако, если на занятиях в одновозрастных группах в определенные моменты решается, как правило, одна из дидактических задач, то в смешанной по возрасту группе одновременно должны решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, в это время другим детям  предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно.

Своеобразие обучения, необходимость на одном занятии фактически проводить по 2-3 занятия с разными подгруппами заставляет воспитателя чаще всего  предусматривать для каждого возраста  решение лишь одной задачи  (какой-то подгруппе дают новое, другой - закрепление и т.д.) и реже двух задач (новое и закрепление, закрепление и использование имеющих знаний и умений).

В смешанной группе чаще, чем в одновозрастной группе, приходится предусматривать занятия (обычно со старшими детьми) по самостоятельному использованию знаний, так как это дает возможность воспитателю проходить с другими подгруппами новый материал.

         Помним о том, что в содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия;

тема занятия;

программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

источники планирования (Убрали – методы и приемы).

При планировании специально организованной деятельности в разновозрастной группе необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту;

При одновременном обучении детей разных возрастных подгрупп воспитатель должен проводить работу поэтапно по такой схеме:

   -Объяснение нового материала.

   -Объяснение материала и задания для самостоятельной работы.

   -Самостоятельная работа детей.

   -Подведение итогов занятия.

   -Анализ.

 

Важно продумать, где и чем будут заняты дети, свободные от занятий или привлекаемые к нему позже.

Решение образовательных задач в соответствии с требованиями программы и с учетом обучения детей  разного возраста, в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов.

  І. Занятия со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для разных возрастных подгрупп (все рисуют, рассказывают по картине и т п.)

 ІІ. Занятия со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).

  ІІІ. Занятия с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа занимается с музыкальным руководителем или руководителем физвоспитания, самостоятельно играет или готовится к прогулке).

 

Важным условием является  правильное определение основной  темы и программного содержания занятия. При разработке плана занятия надо стремиться к тому, чтобы общими для всех подгрупп были не только раздел программы и характер деятельности детей, но и были конкретные части, темы этих разделов  и виды деятельности детей, необходимо по возможности предусматривать общую основу для совместной учебной работы возрастных подгрупп.

Однако организация обучения по возрастным подгруппам может быть эффективной только при условии участия в нем помощника воспитателя и четкого распределения обязанностей между ним и воспитателем.

Успех занятий в разновозрастной группе зависит от продуманной структуры и целесообразности  организации детей. Воспитатель должен хорошо знать  программы и психологические возможности  детей всех возрастных групп, уметь соединять разный материал, заранее продумать, чем будут заниматься  дети каждой подгруппы. Нельзя, чтобы кто-то  бездействовал, ожидая, когда взрослый  вспомнит о нем и скажет что нужно делать.

Вместе с тем каждый раз воспитатель сам решает, как организовать занятие. Никто лучше его не знает детей, их характер, индивидуальные способности.

 

Типы и варианты организации детей

на занятиях в разновозрастной группе

 

1.Все дети заняты одним видом деятельности.

2.Комбинированные занятия.

2.Занятия с одной группой по одной методике.

           ТИП   I.

   ВАРИАНТ  I.

           Начало занятия одновременное. Все дети подгруппы работают по одной теме, с усложнением для старших детей. Затем детям старшей подгруппы дается самостоятельное задание, а дети средней подгруппы работают с воспитателем. На этом занятие со средней группой заканчивается. Затем 5-7 минут воспитатель работает с детьми старшей подгруппы и заканчивается занятие.

   ВАРИАНТ 2.

           Начало одновременное. Все подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей. Здесь самостоятельная работа предлагается для младших и средних подгрупп, а старшие работают с воспитателем. Дав самостоятельное задание в старшей группе, воспитатель две минуты проверяет самостоятельное задание в  младшей подгруппе и отпускает детей. После этого переходит к проверке самостоятельного задания  в средней подгруппе, работает с ними над решением третьей  программной задачи, подводит итог  занятия.

   ВАРИАНТ 3.

           Используется в конце квартала, для контрольных и итоговых занятий.

   1 часть занятия. Дети  3-ех подгрупп работают вместе по одной теме с усложнением для старших детей.

   2 часть. В ней предлагается самостоятельное задание.  Проверка самостоятельной работы начинается с младшей подгруппы. После чего эти дети идут играть, затем проверяется самостоятельное задание средней и старшей подгрупп.

   3 часть. Дети средней и старшей подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнением  для старших. После чего дети средней  подгруппы свободны, со старшими детьми воспитатель продолжает работу и отпускает.

   ВАРИАНТ 4.

           Занятие начинается с детьми старшей группы. Через 7-10 минут  приглашает детей средней подгруппы, через 5-7 минут детей младшей подгруппы. Во второй части занятия дети старшей подгруппы выполняют самостоятельную работу. За это время воспитатель должен успеть поработать со старшей подгруппой  и дать им самостоятельное задание, приглашает детей младшей подгруппы, объясняет и дает самостоятельную работу. В последней части занятия все 3  подгруппы работают по одной теме, с усложнением для старших подгрупп.

   ВАРИАНТ 5.

           Отличается от предыдущего тем, что в последней части занятия детям средних подгрупп воспитатель может дать самостоятельное  задание, а с детьми  старших подгрупп работает по одной теме.

   ВАРИАНТ 6.

           Занятие начинается с детьми старшей и средней подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме, с усложнением для детей  6-го года жизни. Затем обеим подгруппам дается самостоятельная работа, на занятие приглашаются дети младших подгрупп. Решив одну задачу,  они приступают  к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми  старшей и средней подгрупп и отпускает их. Затем уделяется 2 минуты  для проведения  самостоятельной работы с детьми младшей  подгруппы и итога занятия.

   ВАРИАНТ 7.

           1 часть. Занятие начинается с детьми старших подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме. Во  второй части занятия  дети старшей подгруппы работают самостоятельно, дети средней – с  воспитателем.

   3 часть. Приглашаются дети младшей подгруппы. Все три подгруппы работают вместе по одной теме, потом дети  старшей и средней подгрупп уходят, а воспитатель продолжают работу с детьми младшей подгруппы. (Сначала привлекается помощник воспитателя или заведующая).

           ТИП  II.

   ВАРИАНТ I.

           Две группы заняты математикой, одна – ИЗО.

С детьми младшей подгруппы начинается занятие по ИЗО. Вступление, беседа, объяснение задания, закрепление последовательности в работе. Дети приступают к самостоятельной деятельности.

            Со средней и старшей подгруппой  проводится занятие по математике, с усложнением для старших. Дается задание для самостоятельной работы. В это время воспитатель помогает детям младшей подгруппы, проводит индивидуальную работу. После анализа работ, уходят. Работа с двумя подгруппами у детей средней группы заканчивается раньше, чем у старших.

   ВАРИАНТ 2.

          Варьируются группы детей наоборот: старшая – ИЗО; младшая – математика.

   ВАРИАНТ 3.

           Одна из подгрупп – занятие ИЗО, но в другой подгруппе занятие по математике начинается последовательно. Причем вариант предусматривает возможность сообщения нового материала одновременно.

           ТИП  III. 

   ВАРИАНТ I.

           Связан с неодинаковым количеством занятий в неделю. Занятия проводятся с двумя подгруппами: средней и старшей.

   ВАРИАНТ 2.

   Занятие по математике воспитатель проводит с детьми старшей подгруппы по общепринятой методике, в это время проводится музыкальное занятие с детьми средней группы.

свернуть